4А Витман Ирина Ивановна (30.06.1916–2012)
Живописец. Мастер пленэрной живописи. Награждена золотой медалью Российской Академии художеств (2010). Присуждено звание «Герой пожарной службы». Награждена медалями: «За оборону Ленинграда» и юбилейными.
Родилась, жила и умерла в Москве. Латышка по отцу, мать происходила из семьи французских дворян, бежавших в Россию после Французской революции. В девять лет приехала с матерью в Париж, училась в мастерской скульптора Д.Ф.Цаплина (1925–1928), общалась с Ю.Анненковым и З.Серебряковой. Вернулась в Россию и два года проучилась в Океанографическом техникуме. В начале 1930-х на подготовительных курсах полиграфического техникума в Ленинграде познакомилась со своим будущим мужем – художником Алексеем Соколовым. Училась вместе с мужем в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (1936–1941) у А.Наумова, И.Билибина, В.Орешникова, А.А.Осмёркина. В 1941 Алексей уходит добровольцем на фронт, а Ирина остаётся в Ленинграде. В Ленинградской блокаде вместе с другими студентами академии служила в пожарной бригаде. В феврале 1942 с институтом эвакуируется в Самарканд, где после холодного и голодного Ленинграда она с восторгом писала яркую красоту Узбекистана: старый Самарканд, его поэтичные кишлаки с вечными чинарами, осликами и верблюдами, сказочные чайханы, отточенные обрядами пластичные одежды узбеков. В 1944 возвращается в Москву и переводится в Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова (1944–1948) у А.А.Осьмеркина (дипломная работа «Метро. Эскалатор»). С 1950 участница московских, областных, зональных, республиканских и всесоюзных выставок. Персональные выставки: в Москве, других городах России и за рубежом. Член Московского отделения Союза художников СССР (1948).
Работы «Цирк. Ирина Бугримова» (1950) и «Пушкин-лицеист в Царскосельском парке» (1954) обратили на нее внимание.
В 1954–1956 работала на Целинных землях. С начала 1960-х много путешествует: Крым, Мордовия (1958), Сибирь, Средняя Азия, Эстония, Литва, Вьетнам (1969–1970), Румыния, Болгария, Франция, Италия. Витман много экспериментирует, ее работы становятся все ярче, декоративнее и абстрактнее, образ, колорит и композиция становятся важнее «идеологичности» содержания.
20 лет жила с мужем на Оке под Муромом. Живописные работы сложились в законченные философские циклы «Самарканд» и «Материнство». Одна из любимых тем – женская фигура – везде неповторимая и чарующая, поражающая искренностью и чистотой.
Произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Мордовской картинной галерее, частных собраниях в России, странах СНГ, США, Франции, Германии, Японии и Италии.