Верейский Георгий Семенович (30.07.1886–19.12.1962) 3А
График, живописец, портретист и пейзажист, иллюстратор книг. Представитель «тихого искусства», рисовальщик, литограф и офортист. Работал в области портрета, лучшие его портреты (к примеру, А.Н.Бенуа, 1924; С.С.Прокофьева, 1927; И.А.Орбели, 1940; К.А.Федина, 1940; Е.Е.Лансере, 1944; С.Т.Коненкова, 1954) принадлежат к редким по точности и художественному качеству образцам исторической иконографии.
Народный художник РСФСР (1962), действительный член Академии художеств СССР (1949). Лауреат Сталинской премии СССР второй степени (1946).
Родился в д.Проскурово (ныне г.Хмельницкий) Подольской губернии, жил в Ленинграде, где и умер. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1912). Учился в студии Е.Е.Шрейдера в Харькове (1901–1905) и в Новой художественной мастерской в Петербурге (1913–1916) у М.В.Добужинского, Б.М.Кустодиева, Е.Е.Лансере и А.П.Остроумовой-Лебедевой. Рисовал для журналов «Театр и искусство», «Голос жизни».
Член обществ «Мир искусства» (с 1915) и «Четыре искусства». С 1904 участник выставок. С 1913 начал художественно-педагогическую и музейную работу; служил в гравюрном отделе Эрмитажа (1918–1930). Преподавал в Петроградском ВХУТЕМАСе (1918–1923), Ленинградской высшей школе декоративного искусства, на полиграфическом факультете Академии художеств (1920–1924), профессор (1921). Один из создателей Экспериментальной литографской мастерской ЛОСХа. Создал иллюстрации к произведениям русских писателей: «Анне Карениной» Л.Н.Толстого, «Обыкновенная история» И.А.Гончарова, «Что делать?» Н.Г.Чернышевского, «Повести» И.А.Бунина.
Работы экспонировались на выставках в Нью-Йорке, Венеции, Лейпциге, Софии, Варшаве. Персональные выставки (1924, 1939, 1946, 1949, 1961, 1962, 1968).
Гуманистический взгляд на мир отличает автолитографии Г.Верейского, много и плодотворно работавшего в военные годы. Мастер открывает в близких по духу людях черты, не стертые испытаниями войны: душевную ясность, активность, особую внутреннюю собранность. Таковы портреты К.Ф.Юона, С.Д.Лебедевой, Е.Е.Лансере, С.В.Герасимова (все – 1944). В эмоциональной атмосфере «Автопортрета» (1944), в его композиционных ритмах, в драматическом звучании черного цвета ощутимо время. Всегда очень внимательный к натуре, ни в какой степени не отступавший от её законов, он пристально вглядывался в отлагавшиеся на людях приметы времени. Так возникают портреты прославленных летчиков и героев Краснознаменного Балтийского флота. Заметная уже в этих работах спаянность биографии человека с историей, отличительная особенность графического портрета военных лет, в еще большей степени присуща портрету академика И.А.Орбели (1942), считающемуся одной из вершин портретного мастерства Верейского. Исхудавшее лицо погруженного в горькие думы человека занимает основное пространство листа. Наклон головы, ее абрис, широкий светлый лоб говорят о воле, упорстве, силе духа человека, о его не сломленной, нерастраченной энергии. Бездонная чернота фона, на котором расположено лицо ученого, оказывается побежденной, отступает, как бы источаясь с острых, быстрых штрихов литографского карандаша, росчерки линий рассеивают мрак, а положение руки модели сообщает композиции особую, неколебимую устойчивость. На скорбном, мужественном лице Орбели лежит печать войны и одновременно напряженной одухотворенности.
В послевоенных работах Верейского конца 1940-х – начала 1950-х скрытый в глубинах военных переживаний мощный поток чувств как бы вырывается на свободу в артистичном портрете дирижера Е.А.Мравинского (1947). Сдержанная патетика и мажорность листа находят обоснование в его композиционной и сюжетной завязке, а также в остро прочерченном, словно парящем силуэте дирижера. Человек, увлеченный любимым делом, запечатлен Верейским на портрете художника К.И.Рудакова (1946).
В 1940–1950-е он продолжает линию досконально тщательного портретного мастерства, поднимаясь до подлинных вершин в монументальном образе С.Т.Коненкова (1954), в полном женственности, живописности портрете С.М.Юнович (1960). Как и прежде, Верейский предпочтительно работал в технике литографии, но его листы напоминают рисунки с натуры; эта особенность отличала многие портретные образы той поры.
Работы находятся в ГТГ (Москва), ГРМ (Санкт-Петербург), Музее Академии художеств (Санкт-Петербург), Музее изобразительных искусств им.А.Пушкина (Москва), в других музеях России и стран мира.
Библиография: Н.М.Козырева. Ленинградская станковая литография 1933-1963.