4А Разумовская Юлия Васильевна (22.10.1896–1987)
График, рисовальщик и живописец-колорист. Занималась станковой графикой (рисунок и акварель; серия «На улицах Москвы. (Московские типы)», 1920–1922), писала портреты, жанровые и индустриальные сцены, пейзажи и натюрморты. Известная в 1920-е художница-авангардист и модернист. Позже – мастер импрессионистического пейзажа и натюрморта. После «закручивания гаек» в середине 1930-х стала честным реалистом, обратилась к производственной теме, забывшей о «грехах» вхутемасовской юности. На 1940–1950-е пришелся расцвет портретного жанра. Однако в конце жизни вернулась к впечатлениям своей молодости и создала по ним большие декоративные работы среднеазиатского цикла рубежа 1960–1970-х.
Родилась в Саратове (или Казани), жила и умерла в Москве. Дочь известного профессора-хирурга и общественного деятеля, организатора и первого ректора Саратовского университета В.И.Разумовского. Жена художника Ф.С.Богородского. В ранней юности брала уроки у В.Корсунцева в Казани. Окончила Саратовское Боголюбовское художественное училище (1909), училась в Москве в частной студии В.Н.Мешкова (вместе с П.М.Шухминым, В.Н.Яковлевым и В.В.Мешковым) и в Петербурге у Я.Ф.Ционглинского, в ВХУ при Императорской Академии художеств (1914–1919) у Д.Н.Кардовского и у него в московском ВХУТЕМАСе (до 1924), пользовалась советами В.И.Сурикова. Работала журнальным и газетным графиком в издательстве «Крестьянская газета» (1927–1932). В 1939–1974 в различных городах страны состоялось 15 персональных выставок, в том числе: в Гурзуфе (1939, 1940) и Москве (1957, 1967). С 1916 участница выставок. Член Союза художников СССР.
Член ассоциации художников-модернистов «Жар-Цвет» (1923–1929). В этот период привлекает внимание общественности серией зарисовок «Типы московских улиц первых лет революции». В 1925–1929 побывала с экспедицией по реставрации памятников архитектуры в Бухаре и Самарканде. Результатом поездки стали цикл живописных и графических работ – «Типы старой Бухары», «Дунганки Семиречья». В её творчестве тенденции современного искусства, прежде всего конструктивистские, перерабатываются с точки зрения нового для художницы пластического образа Востока.
В 1950х–1960х приняла участие в путешествиях по Албании, Чехословакии, Турции, Греции, Италии, Франции, Англии и Дании. Жила некоторое время в Париже.
Персональные выставки: в Гурзуфе (1939, 1940) и Москве (1957, 1967).
Организатор народной картинной галереи в Ессентуках (1975).
Произведения находятся в ГТГ (Москва), ГРМ (Санкт-Петербург), Государственном музее А.С.Пушкина, Брянском художественном музее, Кемеровской областной картинной галерее, Одесском художественном музее, Новокузнецком музее изобразительного искусства, Пермской государственной художественной галерее, Народной картинной галерее в Ессентуках, Музее Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк), в частных коллекциях в России и за рубежом.
Библиография: Matthew С.В. Russian and soviet painters. 1900-1980-s. London, 1998, p.255; Milner John. A dictionary of Russian and Soviet Artist. 1420-1970; Antique Collectors' Club, England, 1998; Юлия Васильевна Разумовская. Каталог выставки. Л., 1967.