Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович (12.02.1872–18.06.1957) 2А
Живописец. Классик отечественного лирического пейзажа с его одухотворенностью и поэтичностью, колорит его полотен гармоничен и изыскан. Любимым временем года была ранняя весна, а узнаваемым мотивом его картин – молодые, еще без листьев, одинокие деревца. Уже в дореволюционные годы играл заметную роль в русской художественной жизни. Тогда же выработалась его манера, сложился круг тем. Излюбленными мотивами творчества Бялыницкого-Бируля стали переходные состояния природы. Его стихия – межсезонье, те часы, когда день ещё не кончился, а вечер ещё не начался. Так художник передавал её изменчивую красоту и едва уловимые оттенки человеческих настроений. В советский период продолжал и развивал традиции русского лирического «пейзажа настроения», создателем которого в русской живописи был И.И.Левитан, изображая преимущественно непритязательные виды средней полосы России и Белоруссии.
Народный художник РСФСР (1947) и БССР (1944), заслуженный деятель искусств РСФСР (1937). Академик живописи Императорской Академии художеств (1908) за картину «Дни ранней весны», действительный член Академии художеств СССР (1947). Лауреат Государственной премии СССР. Награжден Золотыми медалями Международной художественной выставки в Мюнхене (1909) за картину «Час тишины» (ГТГ) и Международной выставки года в Барселоне (1912) за картину «Перед весной» (ГТГ) Награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени. Почётный член Академии наук БССР.
Родился в с.Крынки близ Белыничей Могилёвской губернии, жил в Москве, где и умер. Учился во Владимирском кадетском корпусе в Киеве и одновременно учился в рисовальной школе (1885-1889) у Н.И.Мурашко и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1889–1897) у И.М.Прянишникова, С.А.Коровина, В.Д.Поленова.
С 1897 участник выставок. Ещё до окончания учёбы его картину «Из окрестностей Пятигорска» (1897, ГТГ) приобрёл для своей галереи П.М.Третьяков. Это сыграло важную роль в становлении творческой личности мастера, помогло осознать себя как художника. Другой знаменательной вехой стало получение первой премии им. Боткина за пейзаж «Весна идет». Картина была принята на выставку Товарищества передвижных художественных выставок (1897). С 1898 постоянно участвовал в выставках Товарищества.
Член Товарищества передвижных художественных выставок (1904), «Союза русских художников» (1904) и общества художников им. А.И.Куинджи (1904). Его наиболее известное полотно этого периода «Весна» (1912) выдаёт тесную связь творчества пейзажиста с поэтикой И.И.Левитана. После революции участвовал в многочисленных выставках, был одним из организаторов Объединения живописцев, графиков и скульпторов «Изограф» (1917), Ассоциации художников революционной России (1922), Объединения художников реалистов (ОХР, 1928) и входил в объединения «Маковец» (1922-1925) и ОМХ (1926-1929).
В 1928 им была исполнена серия пейзажей Ясной Поляны – усадьбы Л.Н.Толстого, в 1937 – виды Пушкинских Гор, в 1942 – пейзажи с изображением усадьбы П.И.Чайковского в Клину. Много ездил по стране. Полученные впечатления нашли свое отражение в его творчестве. В 1944 создал серию картин, запечатлевших памятники древнерусского зодчества в окрестностях Архангельска, которые экспонировались на выставке «Шедевры русской архитектуры в произведениях живописи». Летом 1947 писал пейзажи Белоруссии, с природой которой он был знаком ещё с детства. В них воплотилась мудрость художника, обретённая за многие годы творческой работы. Его картины необычайно свежи, эмоциональны, виртуозно написаны и никогда не утрачивали свое очарование.
Работы находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Государственном художественном музее Белоруссии (Минск), Музее современной истории России, Тверской картинной галерее, Самарском художественном музее и других российских и зарубежных музеях мира.
Сочинения: Из записок художник. М., 1948.
Библиография: Жидков Г. В.К.Бялыницкий-Бируля. М, 1953; В.К.Бялыницкий-Бируля. Текст Т.Гурьевой. М., 1958.