Астальцев Виктор Владимирович (29.12.1927–08.12.1994) 4В
Живописец. Заслуженный художник РСФСР (1989). Награжден дипломами, почетными грамотами и медалью за участие на республиканской выставке «Советская Россия». Ветеран Великой Отечественной войны и войны с Японией. Награжден медалью «За Победу над Японией», юбилейными.
Родился в с.Мясогутово на Южном Урале (близ Уфы), жил в Московской области. Учился на заочных курсах рисования и живописи народной академии искусств при Всесоюзном доме народного творчества им. Н.К.Крупской в Москве (1948-1950), на театрально-декорационном отделении Московского областного художественного училища им. «Памяти 1905 года» (1951-1956) у В.А.Шестакова и в Московском государственном художественном институте им. В.И.Сурикова (1958–1964) у А.М.Кузнецова, М.И.Курилко, П.П.Соколова-Скаля, В.Г.Цыплакова, А.Даниличева. В период обучения проходил творческую практику в Большом Театре. Работал художником-декоратором в Центральном детском театре в Москве (1956-1958). Член Московской организации Союза художников СССР (1964).
Архитектурный пейзаж привлекал художника всю жизнь. Его целью являлось стремление дать зрителю почувствовать, как «живут» архитектурные памятники среди пейзажа. Живописец стремился показать, что они неотъемлемы от родной природы, хотел внушить уважение к драгоценным остаткам старины, пробудить любовь к ней, дать почувствовать современникам их ответственность перед созданиями предков.
Прежде чем обратиться к своей любимой теме – историко-архитектурному пейзажу, художник завоевал симпатии зрителей целым рядом картин, воспевающих природу Подмосковья, Урала, Сибири и мест сибирской ссылки В.И.Ленина.
В течение двадцати лет Астальцев писал архитектурные памятники подмосковного села Коломенское, которые сохраняют неповторимую прелесть замечательного уголка Древней Руси. Живописец стремился подчеркнуть гармоническое единство природы и архитектуры – творения рук человеческих. Он воссоздавал отечественную историю не с холодной фотографической точностью, а со страстью художника-патриота.
Был членом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, шефствовал над провинциальными музеями, являлся членом комиссии ветеранов ВОВ, председателем президиума творческого объединения художников Кунцевского района Москвы.
Участник выставок: всесоюзная выставка, посвященная фестивалю молодежи и студентов (1957), зональная выставка «В едином строю» (1964, 1967, 1969, 1971), выставка, посвященная XXIII съезду КПСС (1966), выставка «Защитникам Москвы посвящается» (1966), всесоюзная выставка «Памятники древнерусской архитектуры» (1967), выставка художников-ветеранов ВОВ (1967, 1970), всесоюзная выставка театра и кино (1968), всесоюзная выставка «50 лет Советской Армии» (1968), республиканская выставка «Советская Россия» (1970, 1975), зональные выставки «Подмосковье» (1980, 1984, 1990), всесоюзная выставка, посвященная XXVI съезду КПСС (1981), республиканская выставка «Памятники Отечества» (1987).
Персональные выставки (1963–1991).
Основные работы: цикл полотен «В.И.Ленин в ссылке», цикл «Древние памятники архитектуры», «Русь в огне», «Московский Кремль», «Храм Василия Блаженного», «Горки Ленинские. Беседка», «У Иверских ворот», «Октябрьские дни 1917 года», «Березки», «Село Шушенское – место царских ссылок», «Северная Русь», «Древний Новгород», «Церковь в Дьякове», «Звенигород», «Коломенское», «Сосна. Южный Урал», «Февральское солнце», «Филькин дом», «Часовня. Малые Карелы», «Скалы. Южный Урал», «Перед грозой», «Лесное озеро. Подмосковье», «Просторы. Малые Карелы», «Над могилой отца. Урал», «Осень. Вологодский край», «Симбирск. Набережная».
Работы находятся в Центральном музее В.И.Ленина, в Центральном музее Вооруженных сил СССР, Государственном историческом музее, Государственном Центральном театральном музее им. А.А.Бахрушина, Государственном музее-заповеднике «Коломенское», музее истории и реконструкции Москвы, музее-заповеднике «Ферапонтов монастырь», музее В.И.Чапаева (Балаково), доме-музее А.М.Герасимова (Мичуринск), историко-краеведческом музее (Северодвинск), картинных галереях Петрозаводска, Брянска, Серпухова, Комсомольска-на-Амуре, Кокчетава, Тарусы, Свердловска, Ульяновска, в собраниях Министерства культуры России, Художественном фонде России, Национальном музее (Берлин), художественной галерее (Дамаск, Сирия), музее Феногенского Исторического общества (Портленд, штат Орегон США), собрании Яноша Кадора в Венгрии, коллекции Гесса Холла в США, в частные собраниях в Японии, Греции, Англии, Германии, Сирии и во многих других коллекциях в России и за рубежом.